Духовная сила человека относится
к физической как три к одному
Наполеон
Цели урока: учить детей жить по законам добра и справедливости, соотносить свои интересы с интересамидругих; воспитывать, развивать и приумножать лучшие качества человека: духовность, гражданственность, стремление к миру. Способствовать дальнейшему развитию нашей культуры и идеологии- смысл «Рухани жаңғыру» именно в этом.
Задачи:
1)Обсудить с учащимися нравственные понятия, определить их содержание и значение для человека.
2) Способствовать пониманию роли данных понятий для формирования личности человека.
3)Развивать потребность в самопознании и саморазвитии.
4) Онакомить с основными проектами программы «Рухани Жаңғыру»
ВСТУПЛЕНИЕ
Ведущий:
В любом обществе существуют свои нравственные идеалы и ценности, представления о добре и зле, о справедливости (презентация «Нравственность»). В латинском языке термин «мораль» означает «нравственный». Мораль представляет собой нормы, установленные обществом,
выполнение которых обеспечивает общественное мнение.
ДОСКА: Мораль - нравственные правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости, долге, чести, совести.
Ведущий: Высокоморальным (нравственным) считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим, доброжелательного к людям независимо от их социального положения, национальности, происхождения, вероисповедания. Моральными человеческие отношения можно назвать в том случае, если в них присутствует чувство ответственности за себя и готовность прийти на помощь людям в трудную минуту, не подразумевая никакой выгоды.
Вывод:
1) Человечество с древности задумывалось, что такое добро и зло.
2) Во все времена добро ценилось, а зло вызывало неприятие.
3) Мораль и право регулируют поведение человека в обществе. Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением и заставляет человека испытывать угрызения совести.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Ведущий: Что в себя включают нравственные качества человека? Моральные нормы фактически однородны во всех религиях, касаются они отношения людей к другим людям, богатству, труду, болезни, смерти и т.д. ( классифицируем понятия)
ДОСКА: подобрать пары слов по противоположности понятий.
Нравственные понятия:
умеренность - излишество (1)
нестяжание - сребролюбие (2)
кротость - гнев (3)
жизнелюбие - уныние (4)
смирение- тщеславие (5)
великодушие- зависть (6)
доверчивость- подозрительность (7)
трудолюбие- безделье (8)
самостоятельность- зависимость (9)
любовь- ненависть (10)
верность-предательство (11)
ВЫВОД: ДОБРОДЕТЕЛИ- ПОРОКИ
Ведущий. И внешнему, и внутреннему нашему миру присуща двойственность: Добро – зло, прекрасное – безобразное, истина – ложь, здоровье – болезнь и т. д. Между этими противоположностями идет постоянная борьба. И мы должны быть всегда к этому готовы. Поэтому надо сориентировать себя на нахождение “золотой середины”: уметь не ожесточаясь, не унижая других, противостоять негативному, сохраняя при этом верность высоким идеалам.
Ведущий. Самоутверждение в нравственной сфере – одна из важнейших ступеней личностного развития. Человеку необходимо осознание того, что он правильно живет, трудится, отдыхает. Без этой нравственной основы – как некоторой внутренней опоры – личность не обладает цельностью и логикой своего существования, является жертвой ситуации и, в конце концов, деградирует. Как же понять и узнать свою нравственную основу? Об этом мне с вами хотелось бы поговорить на нашем занятии.
Задание. Деление на группы по 3-4 человека с помощью цветных жетонов. Каждая группа в течение 2-3 минут обсуждает эпиграф, написанный на доске. Объясните высказывание Наполеона: “Духовная сила человека относится к физической как три к одному”.
Ведущий. Ребята, как вы думаете, почему человек ведет себя правильно? (Ответы можно фиксировать на доске). Психологи, изучающие становление морального сознания ребенка, предложили шкалу оценки уровня нравственного развития, основанную на характере причин, побуждающих человека к тому или иному действию.
1-й уровень. Чтобы избежать наказания и получить награду.(Подделываться).
2-й уровень. Чтобы все обо мне думали хорошо – другие и я сам.(Казаться).
3-й уровень. Таковы общепринятые нормы и ценности моего общества.(Подчиняться).
4-й (высший) уровень. Таковы мои моральные принципы; они основаны на общечеловеческих принципах. (Быть самим собой).
Уровни на доске желательно изобразить в виде лестницы, где первому уровню соответствует нижняя ступенька, четвертому соответственно верхняя. Это уровни нравственного поведения, где самому высокому уровню соответствуют высшие общечеловеческие ценности.
Ведущий. Однако в нашем современном обществе возникло много отрицательных явлений: грубость, хамство, преступное поведение окружающих. Поэтому следует готовить себя к пониманию сложности мира, к далеко не всегда гуманным и нравственным отношениям в реальном мире. Ведущий каждому раздает бланк с нравственными качествами для выполнения индивидуального задания.
Индивидуальное упражнение “Юности честный взгляд”
Перед вами список из 16 нравственных качеств. Эти качества представлены шкалой, включающей полярно-противоположные проявления этих качеств. Отметьте выраженность каждого качества у себя. Для этого обведите кружочком соответствующую цифру. Цифра 10 означает максимальную степень проявления качества, указанного в левом столбце, цифра 1 – максимальная степень проявления качества, указанного в правом столбце. По окончании вы получите свой нравственный “профиль”.
1 |
Общительность, открытость, коллективизм |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Замкнутость, скрытность, индивидуализм |
2 |
Доброта, альтруизм |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Злоба, эгоизм, чувство собственности |
3 |
Эмоциональная устойчивость, ровность, постоянство |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Эмоциональная неустойчивость, влюбчивость, разнообразие |
4 |
Твердость, самостоятельность |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Уступчивость, склонность к подчинению, покорность |
5 |
Восторженность, импульсивность, азартность |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Сдержанность, рассудительность, серьезность |
6 |
Честность, высокая нормативность поведения |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Недобросовестность, игнорирование общественных норм |
7 |
Раскованность, склонность к риску, смелость |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Скромность, стыдливость, застенчивость |
8 |
Мягкость, сострадание, милосердие |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Жесткость, суровость, безжалостность |
9 |
Бдительность |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Доверчивость |
10 |
Альтруистичность, непрактичность, доверие к людям |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Практичность, цинизм, недоверие |
11 |
Прямолинейность, правдивость |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Дипломатичность, расчетливость |
12 |
Спокойствие, уверенность в себе |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Тревожность, неуверенность, чувство вины |
13 |
Склонность к новому |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Склонность к традиционному |
14 |
Независимость мнения окружающих, стремление действовать исходя из собственных убеждений |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Зависимость от группы, ориентировка на социальное одобрение |
15 |
Высокий самоконтроль, самодисциплина, безгрешность |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Низкий самоконтроль, недисциплинированность, нарушения |
16 |
Собранность, возбужденность, вызванная большим стремлением к успеху |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Расслабленность, отсутствие стремления выделиться |
Оценка результатов. Определите свои слабые и сильные стороны в нравственной сфере. Насколько этот ваш профиль соответствует “современным” нормам нравственности?
Задание. Обсудите в группе “нормативы” для современных социальных условий.
Просмотр видеоролика: «Рухани Жаңғыру»
Подведение итогов: Все мы очень разные. Но каждый из нас - человек. И человечество существует до тех пор, пока существует человечность. Человечности нужно учиться. Очень хочется верить, что сегодняшний разговор для вас не пройдет бесследно, что отныне каждый почаще будет вспоминать строчки поэта Вадима Шефнера:
Будь же сам к себе построже,
И добрее к прочим людям, -
Ведь и ты шагаешь тоже
По тропинкам чьих-то судеб.