Ақмола облысы білім басқармасының "Степногорск қаласы, №4 "Болашақ" облыстық  мамандандырылған мектеп-лицей-интернаты"  коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Ақмола облысы білім басқармасының "Степногорск қаласы, №4 "Болашақ" облыстық  маманданырылған мектеп-лицей-интернаты"  коммуналдық мемлекеттік мекемесі

 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Виртуальное путешествие "Духовные святыни Казахстана. Акмолинская область"

13.03.2018

Цель: знакомство с сакральными святынями Акмолинской области.

 Задачи:

Ø  духовно – нравственное воспитание учащихся через знакомство с проектом «Духовные святыни Казахстана « или «Сакральная география Казахстана»;

Ø воспитание патриотизма, чувства гордости за край, в котором живешь.

Форма проведения: виртуальное путешествие.

Оборудование: презентация, мультимедийная установка, компьютер.

Аудитория: учащиеся 11 «А» и 11 «Б» классов.

«У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят

общенациональный характер, которые известны каждому  представителю этого народа.

Это одно из оснований духовной традиции.»

Н. Назарбаев

Ход классного часа

1. Вступительное слово.

Президент РК  Н.А.Назарбаев в своём обращении к народу Казахстана сказал: «Нам нужен проект «Духовные святыни Казахстана» или, как говорят ученые, «Сакральная география Казахстана». По программе «Рухани жанғыру» в проект включены и сакральные святыни Акмолинской области. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся.

2. Презентация «Духовные святыни Казахстана. Акмолинская область»

1) Культовый комплекс Балуан Шолака

Место расположения: с. Воздвиженка Буландинского района Акмолинской области. Нурмаганбет Баймырзаулы, Балуан Шолак (1864-1919) - казахский народный композитор, певец, мастер верховой езды, прославленный борец, непобедимый силач.Настоящее имя Балуан Шолак–Нурмаганбет, в молодом возрасте его прозвали Балуан Шолаком — беспалым борцом. Так как, он отличался большой силой и не имел пальцев правой руки, отморозив их в детстве. С 14 лет начал заниматься борьбой, был очень силён также в джигитовке — показывая цирковые трюки, на скаку стоял на лошади, кружился в седле, без поводьев на ходу мог опуститься на брюхо коню. На зрелищах, проходивших в Кокшетау, он поражал всех, поднимая тяжести в 51 пуд (830 кг). В 1899 году в 35 лет Балуан Шолак принял вызов известного борца Ивана Коренья и во время поединка сломал ему ребро. Балуан Шолак с детства приобщился к искусству, пел, играл на домбре. Балуан Шолак был отличным исполнителем и пропагандистом песен Биржана Кожагулова, Акана серэ, которых он считал своими наставниками, продолжая их песенные традиции, также сочинял песни сам. Балуан Шолак как композитор внес вклад в развитие в искусство казахской песни. Многогранный талант сделал его любимцем народа, прославленному борцу, певцу и композитору Сарыарки, Балуану Шолаку Баймырзаулы был установлен памятник. 

2) Мавзолей «Қос бейіт»

Место расположения: Вблизи аула Терісаккан, Жақсынского района, Ақмолинской области. Рассказ-легенда: Название «Қос бейіт» мавзолей получило свое название от видимых издалека двух сопок . В свое время окрестности мавзолея были владением богатого человека, у которого была дочь невиданной красоты. Многочисленное поголовье скота бая пас молодой парень, который не давал их ни волкам, ни барымтачи. И этот юноша был влюблен в красавицу, дочь хозяина. Девушка тоже проявляла симпатию к парню. Молодой человек через своих женге, т.е. жен своих братьев, договаривается с девушкой о встрече. Но данная встреча стала известна отцу девушки. Бай, возмущенный тем, что раб, который служит ему, ради куска хлеба, встречается с его единственной дочерью, отдает приказ избить парня. Находясь при смерти парень мечтает о любимой, и, приходя в сознание в доме далекого родственника, готовит план увести свою возлюбленную. Подготовив лошадей, договорившись с любимой в один прекрасный день он крадет ее. Оказывается, бай следил за ним и, узнав о побеге молодых, пускает погоню за ними. Как бы подготовленными не были лошади молодого парня, группа, погнавшаяся за ними окружает их. Данное событие происходило весной, таял снег, река Терисаккан из-за обилия воды вот-вот должна была разлиться. Увидев, что их окружают и хотят схватить, молодые, не раздумывая, вместе с лошадью бросаются в бурлящую воду реки. Обычно тихая река в это время года становилась опасной. И сильное течение уносит влюбленных. Отец, несмотря на свою злость, когда увидел, что дочь может погибнуть, изо всех сил старается спасти их. Но сильное течение бурлящей воды кружит их и в конце-концов уносит. Всем селом ищут влюбленных, но только через несколько дней находят их тела. Убитый горем отец только тогда понимает, что был не прав, что не дал влюбленным быть вместе. Сожалея о содеянном, он решает не разлучать влюбленных и хоронит их тела рядом.

3) Мазар Ак Едил Ходжа

Место расположения: аул Жумай, Коргалжинский район, Акмолинская область. Могила «Ак Едил Ходжа» считается особо религиозно-архитектурным памятником ХІХ века. Одним из главных просветителей, в период правления царя, когда повсеместно заставляли принимать христианство, был Ак Едил Ходжа, который внес огромный вклад в распространение Ислама. Так же он объединял богатых людей, собирал с них зекет (это ежегодное налогообложение зажиточных мусульман) и на собранные средства в аулах открывал медресе, в которых учились дети простого народа. Таким образом помогал обучать детей грамоте. Из тех же средств помогал нуждающимся, людям, которые долгое время были в пути создавал им условия. И еще, людям совершающим хадж, помогал оплачивать дорогу, поддерживая их. И когда Ак Едил Ходжа умер, благодарный народ собравшись в асар, построил ему мазар. До сегоднешнего дня путники, проезжающие мимо, издали увидев данный мазар, останавливаются, чтобы прочесть молитву духу Ак Едил Ходжа. Здание, строение которого напоминает юрту, выстроено полукругом. Внутри мазара так же соблюдены формы оформления юрты. На территории Казахстана Ак Едил Ходжа являлся проповедником Ислама.

4) Мавзолей Кызыл Там (Ахмет).

Место нахождения: Жаркаинский район южно-западная часть аула Далабай, правый берег реки Есиль, расположен в 25 километрах от районного центра г. Державинск. Мавзолей Қызыл Там считается памятником религиозной архитектуры начала ХХ века. Мавзолей Ахмета (Кызылтам) - памятник архитектуры начала ХХ века. Расположен на левом берегу р.Есиль, в юго-западном направлении, в семи километрах от Жаркаинского района Акмолинской области Легенда: Давным-давно в этой местности был богатый человек Ахмет. Однажды Ахмет не проснулся. В то время люди, не имеющие медицинской квалификации, думали что он умер и захоронили в могиле. Через некоторое время люди услышали в могиле дрожащий голос. И рассказали своим муллам этой местности и вскрыли гробницу. Тогда Ахмет, который умер, с криком выходит из могилы. Испуганные люди убивают его, думая, что он одержимый демонами Ахмета. Позже, они поняли, что Ахмет действительно «спал глубоким сном» и снова похоронили Ахмета и построили мавзолей. Потомки Ахмеда по-прежнему живут на территории Жаркаинского района.

5) Мазар Киикбай батыра

Место нахождения: с. Сергеевка Атбасарского района Акмолинской области. Киикбай батыр (1693-1741) жил в переломный период двух столетий, в период казахско-джунгарских войн, испытыний тактик и военных стратегий двух кочевых государств. Киикбай Батыр одним из первых показал свое мужество по защите своей земли и страны. Когда Киикбай батыр вступил в ряды своих воинов, положение двух кочевых государств было сложным. В этом смысле, впервые мисия по формированию национального патриотизма, героической традиции казахского народа, была написана в судьбе таких батыров как Кийкбай. Мазар бесстрашного воина, погибшего в годы казахско-джунгарских войн установлен 275 лет назад. В настоящее время памятник находится в полуразрушенном состоянии: передняя часть мазара частично сохранилась, противоположная же стена разрушена и завалена обломками камней. В конце ХХ века на сопке «Киікбай адыры» был установлен еще один мазар. Стены большого мазара сложены из камней, имитирующих средневековый памятник. Верхняя часть полуоткрытая, с пятью металлическими жердями, образующими широкий купол, с венчающим символ ислама – серебристым полумесяцем.

6) Мавзолей Нияз бия

Место расположения: село Тайтобе Целиноградского района Акмолинской области. Нияз брал пример с великих батыров, биев и, повзрослев, начал управлять народом и справидливо правил на берегах рек Ишим и Нура, Атбасар, окрестности Караоткел. Проповедовал мужество, единство, солидарность, верность и человечность. Исследователи связывают историю Акмолы с белым монументом, установленным на могиле Нияз бия. Наша главная задача – увековечить историю наших великих биев и батыров.

7) Захоронение Олжабай батыра.

Захоронение расположено близ а. Олжабай батыра в Ерейментауском районе Акмолинской области. Олжабай — прославленный казахский батыр, современник и соратник Богенбай батыра. Родился в 1709 году, умер в 1783 году. Его прадед Ай-дабол был известным бием. Отец Олжабая Толыбай погиб в годы великого бедствия «Ақтабан Шубурунды», защищая народ от джунгарского нашествия. В то время Олжабаю было тринадцать лет, и он воспитывался у дяди Каратай батыра. Олжабай с юных лет проявлял отвагу. Повзрослев, стал участвовать в битвах. В сражении с джунгарами в отрогах Баянаульских гор Олжабай батыр проявил героизм. Вместе со своим племянником Жасыбай батыром он устроил засаду на пути врага. Джунгары напали на отряд Жасыбая, а Олжабай ударил по ним с тыла. В сражении погибает Жасыбай батыр. Олжабай мужественно сражается с врагом. Имя Олжабай батыра стало кличем воинов Среднего жуза. Сохранились песни и сказания, воспевающие отвагу, мужество, меткость, великодушие Олжабай-батыра. Олжабай батыр является предком поэта, писателя-литературоведа Олжаса Сулейменова и известного казахского ученого-археолога А.Х. Маргулана.

8) Место захоронения Едіге би Төлебайулы

Могила прославленного бия находится в ауле Елтай Ерейментауского района Акмолинской области. Согласно легенде, Едыге би восседая на камне, осуществлял свою судебную деятельность, обращался к народу с призывами объединения в борьбе против джунгарского нашествия. Едыге би входил в состав авторитетнейшего Совета биев при хане Тауке. Едиге би - политик, который играл видную роль в сопротивлении  джунгарскому нападению и способствовал объединению казахского народа.

9) Мавзолей Пан Нурмаганбет

Местонахождение: расположен на окраине п. Аксу, города Степногорск в Акмолинской области. Нурмаганбет Сагынай улы –казахский меценат. Известен среди народа под именем «Пан Нұрмағанбет». Был состоятельным баем, который занимался разведением племенных лошадей. Охотник, занимался возрождением национальной этнографии. Когда будущий царь России Николай II в 1891 году, приехал в Омск, в честь него Пан Нурмаганбет поставил большую белую юрту, так же в подарок вручил 1000 лошадей. В начале 20 века эта юрта была выставлена на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде и на выставке в городе Париж. В настоящее время хранится в г.Санкт-Петербург, в Эрмитаже. В 1898 году он первый в степи за развитие коневодства был награжден золотой медалью и золотыми часами. Нұрмағанбет совершил паломничество в священную Мекку 4 раза. В 1908 году когда он поехал в Мекку, специально для паломников купил дома в городе Шам(Дамаск) где паломники из Казахстана могли останавливаться. В целях пропаганды веры он построил мечеть из дерева в ауле.

10) Пещера «Айдахар үңгірі»

Место нахождения сакрального объекта: с.Улгили Зерендинского района Акмолинской области. Пещера «Айдахар үңгірі» - необыкновенное энергетическое место, куда приезжают получить заряд энергии туристы и жители Зерендинского района. По своим размерам она небольшая, но войдя во внутрь она кажется настолько огромной, что в нее мог вместиться даже дракон. Возможно от этого и произошло название «Айдахар үңгірі». Длина пещеры 270, ширина 70, а высота достигает 35 метров. Эта пещера была найдена случайно местными жителями, после этого паломники ежегодно проходят несколько км, чтобы побывать в этой пещере, услышать звук природы и ветра. Еще эту пещеру называют хранительницей «святых мест». Считалось, что проходить через нее очень полезно для очищения организма и здоровья человека в целом. Здесь, излечиваются душевные болезни, пещера служила духовным убежищем для творческих людей. Местные жители считают эту пещеру священной, и что она появилась там не просто так. По одной из легенд в этой пещере жил лекарь, пройти к нему было сложно, но добравшись до него, человек избавлялся от любой болезни. После смерти старца энергия жизни лекаря осталась в этой пещере. Это и помогало жителям избавляться от недугов. Сейчас, к этой пещере пройти намного легче, энергетика этого места до сих пор удивляет жителей и гостей региона.

  1. Заключение.

Изучение  сакральных объектов Акмолинской области свидетельствует о большом   историческо-культурном  и  этнографическом интересе к нашему региону представителей республиканских научных кругов, творческой интеллигенции, общественных деятелей.

Просмотров: 3432


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст