Ақмола облысы білім басқармасының "Степногорск қаласы, №4 "Болашақ" облыстық  мамандандырылған мектеп-лицей-интернаты"  коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Ақмола облысы білім басқармасының "Степногорск қаласы, №4 "Болашақ" облыстық  маманданырылған мектеп-лицей-интернаты"  коммуналдық мемлекеттік мекемесі

 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Круглый стол о нравственности и милосердии

10.02.2017

:«Пока мы боль чужую чувствуем…»

Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

Задачи:

- воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни.

Форма проведения: круглый стол

Оборудование: Интерактивная доска, слайдовая презентация, карточки с цитатами, солнце, лучики, тучи.

Аудитория: 9 «Б» класс.

Ход занятия: (Звучит песня)

«Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире».

/Зигфрид Ленц/

Как прекрасно, что человек живёт не один на свете, что рядом с нами есть люди. Каждый должен это понимать, чувствовать, ценить.

Сегодня я приглашаю вас к разговору о нравственности и милосердии.

И тема нашего классного часа «Пока мы боль чужую чувствуем»(Слайд 1). Эпиграфом будут слова «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире».

Зигфрид Ленц»(слайд 2)

Все мы считаем себя мыслящими людьми, личностями. А какими качествами должна обладать личность? (Обсуждение в группе).. После обсуждения ( Учащиеся знакомятся с приложением, где даны прилагательные, характеризующие личностные качества человека. А Кто я? Какая я личность? Какие качества присущи мне, как личности?»

Какая я Личность?

- творческая - милосердная

- справедливая - честная

- целеустремленная - вежливая

- стойкая - доброжелательная

- коммуникативная - доверчивая

- умная - трудолюбивая

- темпераментная - злая

-эмоциональная - корыстная

- спокойная - завистливая

- мечтательная - лживая

- терпеливая - ведомая

- толерантная - несдержанная

- расчетливая - жадная

- агрессивная - безразличная

- грубая - жестокая

- сварливая - пессимистичная

- взрывная - подлая

- ленивая - предательская

- самокритичная - холодная

- уравновешенная - безразличная

- гуманная - слабая

Инструкция:

Определите свое отношение к нравственным нормам поведения (ответственности, коллективестической направленности, самокритичности, принципиальности, чуткости, справедливости).

Ниже дано описание различных жизненных ситуаций. Как бы вы поступили, оказавшись в каждой из них? Из предложенных ответов выберите тот, который совпадает с вашей точкой зрения (запомните, под какой он буквой, или запишите вариант).

Случайно, не желая того, вы нанесли небольшой ущерб или причинили зло другому человек. Как вы поступите?

а. Сделаете все возможное для устранения зла, ущерба;

б. Извинитесь, объясните пострадавшему, что не хотели этого;

в. Постараетесь, чтобы никто не заметил нанесенного вами ущерба, сделаете вид, что вы не виноваты;

г. Свалите вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват;

д. Или...

Если в ваших ответах варианты “а”, то это свидетельствует об активном, устойчивом, положительном отношении к соответствующим нравственным нормам; если “б” - это отношение активное, но недостаточно устойчивое (возможны компромиссы); если “в” - отношение пассивное и недостаточно устойчивое; “г” - отношение отрицательное, неустойчивое. »(Слайд 3) Социализация :Обсуждаем результаты, обмениваемся мнениями.

Творческое задание «Солнце милосердия»

Какие нравственные качества человека относятся к милосердию?»

(сопереживание, доброта, терпимость, уважение, жалость, щедрость, сочувствие, чуткость...)

Мозговой штурм(Слайд4)

Давайте попробуем с вами нарисовать «Солнце милосердия».

Учащиеся отвечают на вопрос:

Каждый участник группы пишет ответ на луче.

А теперь подберите антонимы к слову «милосердие».

- Какие нравственные понятия не относятся к милосердию?

- Какие черты, качества человека мешают нам быть милосердными?

Например: доброта – злость, внимание – безразличие, щедрость – жадность…

(равнодушие, жестокость, эгоизм, безжалостность, гордость, злость, жадность, гнев, ненависть, черствость, бездушие, высокомерие …)

Каждый участник группы пишет ответ на туче.

Каждый учащийся оформляет солнце, прикрепляя лучики, поясняя свой выбор.

Затем на солнце крепит антонимы милосердия в виде тучек, объясняя свой ответ.

Ребята, какая погода стала у нас в классе?

Какое настроение навевает такая погода?

- А чтобы погода была солнечной, настроение - радостным, чтобы жить в мире с самим собой, с людьми, окружающими тебя, что необходимо сделать на нашей картинке?

- Так давайте уберем наши тучи (перечисляет и снимает) и создадим весеннее настроение. Посмотрите, в нашем классе опять сияет солнышко.

Упражнение по группам «Заповеди милосердия». (слайд 5)

- Люди придерживаются определенных моральных требований, негласных правил и норм поведения, которые им помогают общаться и понимать друг друга.

- Давайте сейчас в группах создадим заповеди милосердия. Я прошу обсудить в группах и ответить письменно на вопрос:

Чтобы жить в мире с людьми, надо быть милосердным, а для этого необходимо…

ПАМЯТКА «ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ» (слайд 6)

1.Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.

2.Умейте видеть достоинства людей, ценить их.

3.Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.

4.Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

5.Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.

6.Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.

7.Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

Рефлексия.

Зкончите фразу:

Я желаю вам … (Слайд7)

- Я желаю вам добра и счастья )

Заключение

Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живёт в нас сострадание,

Пока мечтаем мы и буйствуем,

Есть в нашей жизни оправдание. (Слайд8) Звучит песня «Дорогою добра»

«Будьте милосердны!» - призывал Иисус в нагорной проповеди.

- учитесь помогать и прощать, учитесь дарить тепло своей души, улыбайтесь людям. . (Слайд8)

«Вечные ценности. (Долг.Совесть)»

Цели: повышение уровня знаний по морально-этическим проблемам.

Задачи:

- ознакомить с понятиями «долг» и «совесть»;

- организовать коллективное обсуждение, активный обмен мыслями и взглядами;

- развивать умение коллективно анализировать проблему, подвести к необходимым выводам;

- учить грамотно и обоснованно излагать мысли, совершенствовать навыки общения;

- заинтересовать изучением литературы по вопросам морали, нравственности, этики.

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: плакаты с высказываниями, карточки с незаконченными фразами..

Аудитория: учащиеся 11 «А» класса.

«Ясное понимание и строгое соблюдение твоего долга

перед людьми – это твоя полная свобода.

Чем человечнее, осознаннее ты соблюдаешь свой долг

перед людьми, тем больше черпаешь ты

из неисчерпаемого источника подлинного

человеческого счастья - свободы»

(В.А. Сухомлинский).

«Самый строгий судья - наша совесть».

«Совесть - это зритель и судья добродетели».

Ход мероприятия

Ведущий. Наверное, самые важные слова, которые формируют нас как личность, мы слышим уже с раннего детства: «Ты должен!» Первые обязанности ребенка возникают в семье. Но человек растет. И процесс социализации все больше расширяет круг его обязанностей. Даже находясь в детском саду, малыш уже осознает свою обязанность перед родителями, воспитателями, товарищами.

По мере взросления мир человека все больше усложняется, усложняются и его обязанности. Давайте подумаем над тем, какие же новые обязанности появляются у человека по мере его взросления и дальнейшей социализации.

(Учащиеся высказывают свои мысли.)

Ведущий. Вы правы. Ведь такая обязанность человека перед обществом даже не зависит от его желания. Она объективно обусловлена. Общество может жить и развиваться только в том случае, когда члены его непременно выполняют все свои обязанности независимо от их субъективных стремлений и склонностей. Существует определенный набор таких обязанностей. А вот он уже определяется местом человека в общественной жизни. Итак, человек должен. Что же это такое, долг?

(Высказывания учащихся. Вывод: долг – это отношение личности к обществу.)

Ведущий. Да, личность в данном случае выступает как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом. Она осознает и реализует эти обязанности в процессе своей деятельности. А что такое долг?

(После того, как учащиеся выскажут своё мнение, делается вывод:долг - это нравственные обязанности, выполняемые человеком из побуждений совести. Долг выражает отношение личности к себе, к другим людям, народу, обществу, определенной группе или коллективу. Но самое главное – долг оставаться человеком.)

Ведущий. А долг перед самим собой? Что это? Как часто вы задумываетесь над этим? И думаете ли об этом вообще?

(Вывод: долг перед самим собой – это обязанность по отношению к самому себе.)

Ведущий.И эта обязанность состоит в том, как писал И. Кант, «чтобы человек соблюдал человеческое достоинство в самом себе». А это значит не только быть в гармонии с самим собой и добиться поставленных жизненных целей, не идущих вразрез с нравственными нормами, но и выполнить все свои обязанности перед семьей, государством и другими людьми.

Если вы заметили, мы постепенно переходим к следующему моменту - долгу перед людьми. Что же подразумевает это понятие?

(Вывод: если честно живешь и трудишься, то этим самым ты отдаешь свой долг Родине и честно служишь людям, выполняя перед ними свой долг.)

Ведущий. Академик Дмитрий Лихачев писал: «Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы».

Наши обязанности перед другими людьми - это наш сыновний, материнский, родительский, товарищеский, дружеский долг. И конечно, нравственный долг собственного самосовершенствования.

- Я знаю людей, которые относятся к исполнению своего долга, своих обязанностей как к чему-то тяжкому, как к игу, довлеющему над ними. А ведь если хорошо подумать, то твой долг - это, прежде всего, требования каждого дня. И без добросовестного их исполнения ты просто не сможешь достойно существовать в жизни.

(Все говорят о насущных заботах обычного дня, обсуждают ситуации:

1. Из 28 сочинений учителю в срок сдана только половина. Часть ребят из чувства солидарности забирают свои сочинения, не сдают их тоже. Двое учеников не согласны с такой постановкой вопроса. Они сдают свои сочинения в срок.

2. Ученики двух классов работают в подшефном хозяйстве, убирают урожай. Начинается сильный дождь. Один класс бросает все и уходит с поля. Ребята другого класса уходят только после того, как перетаскивают все мешки под навес.

3. Человеку не оказана медицинская помощь, потому что он не имел на это права в данном городе.

Учащиеся говорят о нарушении ученического и человеческого долга, о душе, чувстве стыда, совести, своих обязанностях, о безнравственном отношении к самому дорогому на Земле - человеческой жизни.)

Ведущий. Все виды наших обязанностей, нашего долга гармонически сочетаются. Но одна из наших обязанностей занимает особое место. Это наш патриотический долг. А суть его состоит в том, что мы должны сохранить жизнь на Земле, сохранить мир и цивилизацию. Известно, что вопросы войны и мира в наши дни очень актуальны.

(Выводы: именно от этого зависит сохранение основного права человечества - его права на жизнь. Каждый человек имеет право на жизнь. Быть человеком в человеческом обществе - не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности. Человек должен жить. А это значит исполнять свои обязанности, которые необходимы для своей жизни и жизни других людей.)

Ведущий. Это действительно так. Хочу подтвердить наши выводы словами А.И. Герцена: «...Никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мед, она его делает, потому что она пчела». Потому что ты - человек... Люди на земле разные, у всех свои взгляды на жизнь и на выполнение своего долга в жизни. Одни его выполняют, другие выполняют не полностью, третьи вообще забывают о нем. Многих (жаль, что не всех) начинают мучить угрызения совести. Взаимосвязь долга и совести очевидна. А что вы знаете о совести?

Я предлагаю вам вслушаться в звучание этого слова - совесть. На что указывает нам приставка со-? Согласитесь, что на общность, какую-то сопричастность. Ведь эту приставку мы встречаем и в других словах: со-болезнование, со-трудничество, со-чувствие, со-причастность, со-гласие и т. д. Затем идет корень -весть-. А это значит, что совесть подает нам весть, дает нам знать, ведать о том, правильно или неправильно мы поступили. Как вы понимаете это слово, как его чувствуете?

(Ответы детей.)

Ведущий. Народная мудрость говорит: «У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится». Как вы думаете, многих ли людей в наше время беспокоит этот вопрос?

(Ответы детей. Примеры из жизни.)

Ведущий. Порицание себя за что-то, чувство стыда, муки совести - это, конечно, хорошо. Но факт имел место. Страшное свершилось, загублена человеческая жизнь. Кому поможет такое раскаяние? Правда, если говорить о не столь страшных поступках, то недовольство собой и стремление поправить дело очень даже похвальны. А по такому случаю я предлагаю сейчас каждому освежить в своей памяти то, что вызывает у вас чувство внутреннего беспокойства, что не дает успокоиться вашей совести. Возможно, что если наша совесть напомнит нам о чем-то, то это еще можно будет исправить?

Учащиеся получают карточки со следующими фразами:

1. Мог бы, но не сделал...

2. Из этого поправимо...

3. Совершенно забыл о...

4. Виноват, но до сих пор не извинился...

5. В своем поведении мне стоит избегать...

6. Я раскаиваюсь..., постараюсь не повторять ничего подобного.

7. Мне бы следовало наконец простить...

8. Я, конечно, виноват в том, что...

9. Мне необходимо совершенствовать такие нравственные качества, как...

10. Чтобы исправить уже сделанное, выполнить все намеченное, мне

необходимо...)

Ведущий. Признание вины и последующее ее осознание приводят человека к стремлению исправить хотя бы то, что ещё возможно. Искреннее раскаяние в содеянном удерживает человека от дальнейших аморальных поступков, пробуждает чувство ответственности, долга. А начинать надо именно с того, чтобы решиться задуматься обо всем. Ведь некоторые люди просто не хотят себя этим утруждать. А чего только стоят эти расхожие фразы: «Не бери в голову. Не напрягайся». А «брать в голову» очень даже стоит. И ум свой, и совесть свою напрячь тоже стоит.

Вот что писал об этом поэт Н. Рыленков.

Мы делаем для памяти зарубки, не доверяя собственным следам,

А совесть помнит все наши поступки не стареет вопреки годам...

А я хочу в заключение сказать, что...

Мир добра и зла, мир войн, противоречий, мир, который дорог мне, знаком,

Хватит всех испытывать на прочность, в том числе и Землю, здесь наш дом.

Ну а дома разрушать устои, мир, ответь мне,

Разве делать это стоит?

Почему ты, мир, жесток и неспокоен

И когда в тебе проснется совесть?

Муки совести изведаешь когда,

Что в ручьях твоих нечистая вода?

Что полно еще и зла, и нищеты?

И тогда ответил мир: «А ты?

Полный отрицательных страстей,

Я ведь состою из вас, людей.

Значит, ты ответь мне, человек,

Почему ты укорачивал мой век?

Почему ты обманул и сжег, украл,

Жизнь людскую почему забрал?

Почему ты, все морали попирая,

Совесть в темный уголок загнал?

Хочешь в мире мир большой сберечь,

Совесть больше слушай, не перечь,

Не перечь ей мудрой, вот она,

Мук стыда, решимости полна

Выполнять свой долг из века в век,

Чтоб напомнить: ты же - человек!

Значит, звание свое не посрами,

С чувством долга перед совестью живи!»

Рефлексия.

- Что вы взяли для себя из сегодняшней беседы?

- Что такое долг?

- Что значит жить по совести?

Выводы. Долг и совесть - высшие законы нашей жизни. Это вечные ценности, позволяющие всему живущему жить.

Плакаты с высказываниями

«Ясное понимание и строгое соблюдение твоего долга перед людьми – это твоя полная свобода. Чем человечнее, осознаннее ты соблюдаешь свой долг перед людьми, тем больше черпаешь ты из неисчерпаемого источника подлинного человеческого счастья – свободы.»

В.А. Сухомлинский

«Самый строгий судья - наша совесть».

«Совесть - это зритель и судья добродетели».

1. Мог бы, но не сделал...

2. Из этого поправимо...

3. Совершенно забыл о...

4. Виноват, но до сих пор не извинился...

5. В своем поведении мне стоит избегать...

6. Я раскаиваюсь..., постараюсь не повторять ничего подобного.

7. Мне бы следовало наконец простить...

8. Я, конечно, виноват в том, что...

9. Мне необходимо совершенствовать такие нравственные качества, как...

10. Чтобы исправить уже сделанное, выполнить все намеченное, мне необходимо...)

Просмотров: 1418


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст