Цель: Познакомить учащихся с таким социально - экономическим явлением как коррупция. Развивать осознание необходимости соблюдать законы государства.
•Формировать убеждения о неотвратимости наказания за коррупционные правонарушения;
•Воспитывать правовое сознание и повышать правовую культуру учащихся;
•Выработать активную гражданскую позицию учащихся;
•Развивать нравственные, духовные ценности среди подростков;
•Развить у учащихся способности высказывать свое мнение и аргументировать его.
Форма проведения: классный час.
Подготовительная работа: работа со словарями и интернет источниками.
Оборудование: высказывания, памятка учащимся.
Не извращай закона, не смотри на лица и
не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых.
Библия
Надо быть ясным умственно, чистым
нравственно и опрятным физически.
А.П.Чехов
Ход классного часа
1.Вступительное слово классного руководителя.
Классный руководитель: Добрый день, дорогие ребята! Я бы хотел начать нашу беседу со знаменитой фразы Цицерона: “О времена! О нравы!” , которая как нельзя лучше отражает нашу современную жизнь. Действительно, реалии жизни таковы, что иногда чувствуешь свою беспомощность, видя, что зло побеждает добро, безнравственность одерживает победу над духовностью. Как жить? Каким ценностям отдать предпочтение? Может быть, вы пока не задумывались над этими вопросами, но каждый уверен, что рано или поздно всем придется сделать нравственный выбор и решить, как жить, и не просто жить, а жить достойно, то есть в соответствии с духовно-нравственными критериями: добром и милосердием – по закону чести и достоинства, с верой, надеждой и любовью, в мире и согласии, утверждая свободу, истину и красоту. Поэтому сегодняшняя тема для разговора, на первый взгляд, трудная, но так необходимая - коррупция, как с ней бороться, что можете сделать. чтобы наш край, наша республика, наша страна стала процветать. И так ,что такое коррупция?
2. Информация к размышлению. Мозговой штурм. Словарная работа.
(Ребята предлагают свои ответы на заданный вопрос)
Что означает слово коррупция?
1.Коррупция от латинского «corumpere» – портить, растлевать, разъедать ржавчиной.
2.По С.И.Ожегову, "коррупция - это моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами».
3. Самое краткое но емкое определение коррупции дает словарь иностранных слов: это «подкуп, продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей».
4. Коррупция, в моем понимании, - злоупотребление своим властным, рабочим или профессиональным положением.
5. Кор-руп-ци-я... исконно русские синонимы этого слова: «казнокрадство», «лихоимство», «взяточничество», «попустительство», «злоупотребление служебным положением».
Классный руководитель: Все дали правильное толкование этому определению. В современном понятии коррупция тоже означает использование полномочий в целях личной выгоды. Коррупция выступает как сложное, социальное явление, которое зародилось в глубокой древности и продолжает существовать в настоящее время.
3. Информация к сведению. 9 декабря - Международный день борьбы с коррупцией, принятый Генеральной ассамблеей ООН 1 ноября 2003 года. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. 1992 году Казахстан вступил в ООН "От вашего «нет» зависит многое"»… От вас, от молодежи Причины коррупции на ваш взгляд?
(В ходе интерактивной беседы учащимися выделяются следующие положения:)
Ученик 1. Большой разрыв в доходах населения;
Ученик 2. Резкое падение заработной платы;
Ученик 3. Ослабление государственного контроля;
Ученик 4. Неопределенность норм рыночного поведения;
Ученик 5. Пробелы в законодательстве;
(Мнения учащихся)
Ученик №1. В политике: коррупционеры вывозят капиталы за рубеж и предают интересы страны, народ перестает доверять власти.
Ученик №2. В социальной сфере: мерой всего в обществе становятся деньги, несправедливое перераспределение жизненных благ в пользу узких олигархических групп; формируется представление о беззащитности граждан и перед лицом власти и перед преступностью.
Классный руководитель: Спасибо за ответы! Пройдет 8-9 лет, и вы, дипломированные специалисты, начнете работать. Возможно, кто-то из вас займет высокий пост, кто-то займется предпринимательской деятельностью и т.п. Какие способы борьбы с коррупцией можете предложить?(Ответы учащихся)
Ученик №1. - Желание борьбы с коррупцией всех людей, чтобы принесла результаты.
Ведь взяточничество существует не только благодаря тем, кто берет, но и тем, кто дает. Многие предпочитают решать свои дела в"ускоренном режиме", предлагая деньги. Часто это проще, нежели ждать разрешения дел на общих основаниях. Моя позиция – не давать никаких взяток! А для тех, кто берет, увольнять с работы, штрафовать, конфисковать все имущество. Еще один способ – ротация кадров.
Ученик №2. - Надо начать с себя. Перестать решать личные проблемы финансовым путем. Не приучим чиновникам давать деньги - не будет взяточников. Не будет взяточников - не будет наших жалоб. Хорошо бы установить видеоконтроль в кабинетах чиновников.
Ученик №3. - А что сегодня происходит с оформлением документов?! Ходит бедная бабуля по инстанциям, ходит ... А потом результат ждет месяцами. и в конце концов сэкономив с пенсии, идет к тем же чиновникам, которые должны были оформить ей документы за каких то, 20-25 минут...теперь в нашей стране работают ЦОНы, чтобы не было очередей.
Ученик №4. - Как во времена наших дедушек и бабушек вспомнить понятия чести и незапятнанной репутации, чтобы это было незыблемым достоинством каждого человека.
Классный руководитель: Сегодня видно: самое страшное в этой ситуации то, что меняются нравственные ориентиры людей, меняется их сознание - в людях рождается убежденность, что все в этом мире можно купить, а значит, все продается: честь, совесть, любовь, а главное – такие люди готовы продать даже Родину. Люди часто ориентируются на других людей: “Почему другим можно, а мне нельзя.” Давайте подумаем над тем, какие способы борьбы с коррупцией можно предложить.
(Выводы учащихся)
Запись на доске: повысить зарплату не только чиновникам; прописать четкие законы об уголовной ответственности за взятки, вымогательство и др.; честно и добросовестно выполнять свою работу, свои должностные обязанности; проводить компетентным лицам встречи, менять сознание людей, ориентировать их на положительные поступки и т.д. раз и навсегда запрещать работать с людьми лицам, которые хотя бы один раз были замечены в получении взятки; ужесточить законы страны в отношении взяточников, чтобы страх перед наказанием был сильнее соблазна; сделать стабильным социальный пакет;воспитывать в людях внутренний регулятор под названием совесть.
4. Подведение итогов. Рефлексия. Составьте Синквейн со словом «Коррупция»
Был ли интересен вам этот разговор? Что нового вы для себя открыли?
(ответы учащихся)
На какие вопросы вы бы хотели получить ответы? Над чем нам всем надо задуматься?
5. Заключительное слово классного руководителя.
Классный руководитель: Коррупция разрушает общество изнутри. Ее можно сравнить с занозой: чем дольше она находится в тиши, тем больше ее размер и хуже последствия. Думаю, коррупцию можно победить, искоренить, лишь если взяться всем вместе.
Как видим, коррупция сильна, но бороться с ней можно. Если давать отпор коррупционерам и взяточникам, то спрут останется без своих щупалец. Скоро вам придётся решать многие вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Постарайтесь найти верное решение в любой ситуации, не обходя закон.